На одной из недавних лекций по автоматизации и технологиям в Британии был задан вопрос: что произойдет с нынешней рабочей силой, если ее заменять передовыми технологиями, системами автоматизации и робототехникой? Конечно, небольшой процент рабочих пройдет повышение, став техниками, операторами и инженерами. А что будет с остальными?
Прогноз Института IGD до 2035 года предполагает, что на следующие рабочие места могут быть поставлены "роботы" вместо людей в этот период:
- оператор конвейера (93% замен)
- кладовщик/заведующий складом (85% замен)
- водители складской техники (69-79% замен в зависимости от техники)
- укладчик (64% замен)
- планировщик выдачи со склада (61% замен)
- директор по логистике (59% замен)
- ответственный за цепочки поставок (16%)
Отчет основан на показателях в Великобритании, однако может дать представление и об общих тенденциях в мире. Также стоит отметить, что прогноз сделан не только на основе наличия машин для выполнения работы человека - подборка осуществлялась также за счет выбора профессий, где можно отделить физическую работу от умственной. Хотя с достижениями в области искусственного интеллекта первыми могут быть заменены рабочие места, где требуется задействовать логику и навык обработки информации.
Видение специалистов таково, что на складе будущего машины будут управляться искусственным интеллектом. Согласно прогнозу операторам грузовых средств и машин, перевозящих большие грузы, опасаться замены пока не стоит. Вероятно, что и операторам штабелеров и подъемников опасаться не стоит. Что же касается ручных задач, то мы уже сейчас видим, как контейнеры и коробки выгружаются автоматизированными средствами. Добавление технологий позволит машинам в будущем еще и проверку продукции проверять без человека, а также отмечать любые несоответствия.
Что касается выбора, то уже сейчас есть роботы, способные выбирать предметы с полок, но они пока слишком медлительны и им не хватает человеческой ловкости. Есть автоматизированные системы хранения и поиска, но они по-прежнему требуют от человека окончательного выбора.
Упаковка, укладка и маркировка могут быть легко автоматизированы.
Можно также внедрить самоходные грузовики для передвижения между складами, однако замена курьерских отправлений самоходными транспортными средствами еще очень далеко.
Возвращаясь к вопросу о том, что произойдет с людьми после внедрения робототехники и искусственного интеллекта... Всегда нужны будут водители и операторы техники, даже автоматизированной и полуавтоматизированной. Их даже может не хватать, и в ряде стран уже дефицит специалистов. Что касается неквалифицированных и низкоквалифицированных сотрудников, то для них изменения окажутся серьезными, поскольку не все из них могут быть переучены. Но в ряде стран говорят о том, что прогресс неизбежен, однако для уволенных сотрудников, чьи места займут роботы, могут быть сформированы системы компенсации. В целом, компании выступают за то, чтобы персонал, на чье место был внедрен робот, прошел переподготовку.
Материал подготовлен при поддержке компании, которая продает складское оборудование, в частности самоходные штабелеры.